Статья 23415

Название статьи

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ 

Авторы

Раскачкина Елена Владимировна, преподаватель, кафедра иностранных языков, Пензенский артиллерийский инженерный институт (филиал) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва (Россия, Пенза-5), Raskachkina@mail.ru
Варникова Ольга Васильевна, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков, Пензенский артиллерийский инженерный институт (филиал) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва (Россия, Пенза-5), wolga0106@gmail.com

Индекс УДК

378.147

Аннотация

Актуальность и цели. Кардинальные изменения, произошедшие в российском обществе в конце XX – начале XXI в., коснулись всех сфер жизнедеятельности: социальной, экономической, культурной, этнополитической и др. Это обусловило необходимость изменений в системе высшего профессионального образования путем повышения эффективности профессиональной подготовки будущих специалистов, владеющих иностранным языком. На сегодняшний день владение иностранным языком выступает важным показателем профессиональной компетентности, фактором, повышающим конкурентоспособность выпускников высшей школы на рынке труда, в частности, на основе их готовности к реализации профессиональных ценностей. Согласно ФГОС ВПО цель курса учебной дисциплины «Иностранный язык» представляет собой планомерный, организованный, систематический процесс, направленный на функциональное использование изучаемого иностранного языка в профессиональной деятельности, в том числе на формирование эмоционально-ценностного отношения к профессиональным ценностям. Цель работы – проанализировать опытно-экспериментальную работу по формированию эмоционально-ценностного компонента профессиональных ценностей у студентов технического вуза в процессе иноязычной подготовки.
Материалы и методы. Теоретико-методологической основой исследования являются концепции профессионального становления личности; современные концепции содержания образования; положения теории и методики преподавания иностранных языков; аксиологический подход; личностно-ориентиро-ванный подход в обучении; коммуникативный подход в обучении иностранным языкам. Решение поставленных задач обеспечено комплексом взаимодополняющих методов исследования: теоретических, эмпирических, методов математической статистики.
Результаты. Уровень сформированности пяти показателей из семи эмоционально-ценностного компонента формируемых нами профессиональных ценностей по окончанию опытно-экспериментальной работы в экспериментальной группе выше, чем в контрольной группе. Что касается динамики развития показателей эмоционально-ценностного компонента профессиональных ценностей, полученные данные свидетельствуют о ее положительном направлении только в экспериментальной группе. В контрольной группе уровень сформированности по некоторым показателям эмоционально-ценностного компонента профессиональных ценностей так и остался низким.
Выводы. Проведенная опытно-экспериментальная работа констатировала повышение уровня сформированности показателей эмоционально-ценностного компонента профессиональных ценностей у студентов технического вуза в процессе иноязычной подготовки.

Ключевые слова

профессиональные ценности, эмоционально-ценностный компонент профессиональных ценностей, иноязычная подготовка, образовательный процесс, интерактивные методы обучения.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Райгородский, Т. Я. Практическая психодиагностика. Методика и тесты : учеб. пособие / Т. Я. Райгородский. – Самара : БАХРАХ-М, 2006.
2. Карандашев, В. Н. Методика Щварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В. Н. Карандашев. – СПб. : Речь, 2004. – 70 с.
3. Первый курс – воспитательная работа / сост. Н. И. Кучер, Г. И. Зинина, А. В. Пономарев, Е. В. Осипчукова, Ю. Р. Вишневский, С. И. Минеева, Л. Н. Бородина, Е. Г. Калинина, А. В. Титов. – Екатеринбург : Изд-во АМБ, 2002. – 195 с.
4. Варникова, О. В. Немецкий – язык общения : учеб. пособие по немецкому языку / О. В. Варникова, Е. В. Раскачкина. – Пенза : ПГУАС, 2008. – 104 с.
5. Раскачкина, Е. В. Учимся говорить по-немецки : учеб. пособие / Е. В. Раскачкина, О. В. Варникова, С. В. Крюкова. – 2-е изд. – Пенза : Изд-во Пенз. гос. технол. акад., 2013. – 239 с.
6. Раскачкина, Е. В. Земельный кадастр. Die Grundlage der Katasterstheorie : учеб. пособие по немецкому языку / Е. В. Раскачкина, О. В. Варникова. – Пенза : ПГУАС, 2007. – 132 с.
7. Раскачкина, Е. В. Городской кадастр в России и Германии : учеб. пособие / Е. В. Раскачкина, О. В. Варникова. – Пенза : ПГУАС, 2011. – 184 с.
8. Раскачкина, Е. В. Немецко-русский и русско-немецкий словарь по землеустройству / Е. В. Раскачкина, О. В. Варникова. – Пенза : ПГУАС, 2011. – 64 с.
9. Раскачкина, Е. В. Педагогический потенциал учебной дисциплины «Иностранный язык» в формировании профессиональных ценностей студентов технического вуза / Е. В. Раскачкина, О. В. Варникова // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. – 2013. – № 11 (15). – C. 108–113.
10. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. – СПб. : Речь, 2004. – 350 с.

 

Дата создания: 12.02.2016 09:30
Дата обновления: 05.05.2016 14:05